Рельсовая дефектоскопия
Технологии контроля
Ручной контроль рельс и сварных соединений рельсов
Механизированный контроль рельс с помощью съемных тележек
Скоростной непрерывный контроль рельс с помощью мобильных средств
Прочность и надежность рельсов при их эксплуатации имеют решающее значение для железнодорожной отрасли. Это связано с тем, что развитие дефектов и нарушений прочностных характеристик рельсов может привести к их излому или даже к крушениям. Многолетняя эксплуатация рельсов показала, какие дефекты преимущественно в них развиваются (см. UIC Code 712 R) и, конечно же, это может серьезно сказаться на безопасности движения железнодорожного транспорта. Научно-производственные предприятия, которые занимаются неразрушающим контролем рельсов при их эксплуатации, все время улучшают как методы контроля, так и технологию анализа результатов контроля для обеспечения своевременного обнаружения не только критических дефектов, а и дефектов, начавших свое развитие. Именно с этой целью научно-производственная фирма «Ультракон-Сервис» разработала серию приборов для ультразвукового и вихретокового контролей.
Ультразвуковые дефектоскопы:
- двухниточный рельсовый ультразвуковой дефектоскоп УДС2-73
- однониточный рельсовый ультразвуковой дефектоскоп УДС2-77
- ручной портативный ультразвуковой дефектоскоп Sonocon B, для контроля железнодорожного полотна
Вихретоковые дефектоскопы:
- однониточный рельсовый вихретоковый дефектоскоп ВДС2-77 ВДС2-77
Технологии контроля

Ультразвуковой контроль
Железнодорожные рельсы контролируются с помощью ультразвуковых волн высокой частоты, обычно для контроля рельсов используются ультразвуковые волны частотой от 2 до 5 МГц. Так как дефекты в рельсах имеют различный характер (направление развития, производственные дефекты, эксплуатационные дефекты), используют различные углы ввода ультразвука в рельс и различные схемы прозвучивания и методы контроля, например: эхо-метод, зеркально-теневой метод, тандем-методы. Также производители оборудования неразрушающего контроля рельсов для эффективного и оперативного обнаружения дефектов реализуют различные виды вывода данных на экран, например: А-скан, Б-скан и их различные комбинации. Такое разнообразие методов контроля и схем прозвучивания, а также различные виды визуализации данных позволяют эффективно и с большой вероятностью обнаруживать дефекты на разных стадиях развития.
Вихретоковый контроль
В железнодорожных рельсах в процессе их эксплуатации на рабочей грани головки, а также поверхности катания могут развиваться закалочные трещины. Данный тип дефектов возникает на поверхности рельса и со временем развивается в глубину.
Своевременное обнаружение и оценка глубины вертикального повреждения головки и поверхности катания рельсов позволяют продлить их ресурс эксплуатации путём восстановления профиля рельса при помощи зачистных машин.
Применение вихретокового метода в данном случае обосновано не только возможностью обнаружения дефектов, но и их оценкой.
Ручной контроль рельс и сварных соединений рельсов.

Ручной контроль рельс подразумевает под собой использование ручного ультразвукового дефектоскопа, набора ультразвуковых преобразователей и специального сканирующего устройства с помощью которых можно проводить вторичный контроль уложенных в путь ж/д рельсов по результатам механизированного контроля ультразвуковыми или совмещенными вагонами-дефектоскопами и автомотрисами, а также для досварочного контроля концевых участков новых и старогодных рельс перед их сваркой на рельсосварочном предприятии или в пути и контроля стыков сваренных электроконтактным или алюмино-термитным способами.
Механизированный контроль рельсов с помощью съемных тележек

Данный тип контроля подразумевает использование механизированных тележек, которую приводит в движение оператор. Разделяют два типа данный устройств:
- Ультразвуковая однониточная тележка;
- Ультразвуковая двухниточная тележка.
- Вихретоковая однониточная тележка.
На данных механизированных тележках размещается электронное оборудование и блоки преобразователей, которые в свою очередь реализуют различные схемы контроля рельс.
Механизированные ультразвуковые дефектоскопы позволяют проводить:
- сплошной контроль со скоростью до 4 км/ч на наличие дефектов в обеих нитях железнодорожного пути по всей длине и сечению рельса, за исключением перьев подошвы;
- ручной подтверждающий контроль отдельных сечений рельсов и сварных стыков;
- определять параметры обнаруженных дефектов и сохранения результатов контроля в энергонезависимой памяти.
Механизированные вихретоковые дефектоскопы позволяют проводить:
- контроль со скоростью до 2,5 м/с на наличие дефектов в одной нити железнодорожного пути, как на рабочей грани головки, так и на поверхности катания рельса;
- ручной подтверждающий контроль отдельных сечений рельсов и сварных стыков;
- 3. определять параметры обнаруженных дефектов и сохранения результатов контроля в энергонезависимой памяти.
Скоростной непрерывный контроль рельс с помощью мобильных средств

Данная технология заключается в том, что контроль рельс проводится с помощью высокоскоростных транспортных систем (автомобиль, вагон или автоматриса) без остановки по назначенному маршруту; это позволяет контролировать участки, превышающие 100 км за смену. После чего данные контроля отправляются и анализируются в удаленном месте. Как только данные проанализированы, и найденны потенциально опасные участки рельс, отчет отправляется операторам проводящим подтверждающий контроль с помощью ручных или механизиорванных дефектоскопов.
